ВЕЛИКИЙ печальный ИСХОД
02 февраля 2022
Приморье теряет людей. Пройден психологический рубеж: в крае живет меньше 2 миллионов человек.
Сейчас численность населения края колеблется на уровне показателей 70-х годов прошлого века. Отток жителей только с середины 2000-х составил более 200 тысяч человек. А ведь это население крупного города вроде Находки или Уссурийска. Официальный прогноз Примстата обещает, что к 2036 году население Приморского края сократится ещё на 130 тысяч.
Рожают реже.
Уезжают чаще.
Перестали приезжать.
Пандемия остановила даже привычные потоки миграции из стран Средней Азии. А уж из российских регионов на Дальний Восток людей и вовсе не заманить. Даже обещаниями бесплатных гектаров. Эпоха "длинного рубля" в Приморье давно закончилась. Эпоха комфортной жизни так и не началась. А одной романтикой первопроходцев сыт не будешь.
Дальше некуда
Внутренняя миграция в Приморье вполне логична: с окраин, где нет ни работы, ни надежды на светлое будущее, люди тянутся в мегаполис. Отсюда стабильный спрос на городскую недвижимость и напряжённая ситуация на рынке труда. Однако большинство приезжих земляков используют Владивосток лишь как транзитный вокзал, трамплин для переезда куда-то подальше. Или куда поближе – это как посмотреть.
Самые популярные направления для поисков лучшей доли – мегаполисы западной части страны. Не только "нерезиновая" Москва. Приморцы охотно уезжают в Калининград, Санкт-Петербург, Сочи. Там тоже есть море. Вот только на побережье – совсем другие условия.
Куда улетают из Приморья?
Краснодарский край – 13,2%
Санкт-Петербург – 8,9%
Московская область – 7,3%
Москва – 5,9%
Иркутская область – 5,8%
Новосибирская область – 5,4%
Ленинградская область – 4,5%
Другие регионы – 49%
Если взглянуть на официальную статистику, из края уезжают молодые и трудоспособные. Золотой фонд Приморья. Как раз те, у кого ещё есть силы делать жизнь вокруг лучше. Но они решили строить своё персональное счастье где-нибудь на дальних берегах, подальше от неустроенности покинутых земель.
Очень дальний Восток
Самолёт из Москвы летит более 8 часов, поезд из Москвы идёт почти неделю. Транспортная составляющая в стоимости привозных товаров колоссальна, отсюда – непомерные розничные цены на внутреннем рынке.
ЧТО ЖЕ НАМ ТУТ НЕ ЖИВЁТСЯ?
В столице Дальнего Востока жизнь далеко не столичная. Уровень доходов, культуры, образования, несравнимы с московскими или питерскими. Хотя в чем-то эти города похожи.
Путь между домом и работой зачастую занимает 2-2,5 часа. И не то чтобы расстояния были какие-то безумные. Просто в городе наблюдается острый логистический кризис. Общественный транспорт не справляется с потоком пассажирских перевозок. Дороги узкие, личных машин много, отсюда – пробки. А если приморская погода плеснёт на проезжую часть воды или снега, на улицах наступает коллапс.
Догнать Первопрестольную удалось и по стоимости квартир. Квадратный метр жилья во Владивостоке в среднем обходится даже дороже, чем такой же метр в подмосковных Химках.
1 м = 133 928 руб
Владивосток прочно входит в пятёрку лидеров по стоимости жилья на вторичном рынке. По итогам 2021 года столица Приморья уступила только Москве, Санкт-Петербургу и Сочи.
Такие цены объясняют дороговизной строительства: возить материалы приходится через полстраны. А вот почему местная икра в Приморье дороже, чем в Москве, объяснить сложнее.
Максим Ананьев, председатель Регионального отделения "Молодёжи СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" в Приморском крае:
– Получается какая-то трагикомедия. Живём в тайге, а древесину покупаем на Урале. Весь местный лес уже на корню продан, он эшелонами пойдёт на экспорт. С рыбой – такая же история. Вроде живём у океана, а морепродукты нам не по карману. Пока улов от порта до прилавка пройдёт через всю цепочку перекупщиков, наценка получается адская. У нас регион не для работы. Не для бизнеса. Не для жизни. И нужно срочно это менять, иначе Приморье скоро опустеет.