Готовим железные сани летом. Или ждём до осени?
09 августа 2022
Окрепший рубль немного снизил цены на японские иномарки с пробегом. Означает ли это, что сейчас – самое время менять машину, если давно планировали? И как вообще отразятся санкции на семейном бюджете приморских автомобилистов? Мы разобрались с экспертами.
По данным Владивостокской таможни, этой весной в Россию было ввезено почти 32 тысячи авто – на 38% больше, чем год назад. Только в мае через Владивосток "зашёл" 51% от всего российского импорта иномарок: в Приморье оказались заполнены порты, пункты таможенного оформления и авторынки.
ПОДОЖДАТЬ ИЛИ НЕ СТОИТ?
По мнению опрошенных нами автодилеров, сегодня в крае "японки" с пробегом стоят дешевле, чем в 2020 и 2021 годах. И многие водители, посоветовавшись в кругу семьи, спешат сменить своего железного коня.
– Машина, которая зимой стоила больше миллиона, сегодня продается за 800–900 тысяч рублей, – говорит генеральный директор ООО "ЭКО Система" Кирилл РУДЮК. – Конечно, если есть желание и финансовая возможность, посоветовал бы каждому сменить автомобиль сейчас, не дожидаясь осени. Ведь что будет с курсом доллара и евро – непонятно.
Самые популярные марки у владивостокцев – те же, что обычно: Toyota, Honda, Nissan (40, 30 и 11% соответственно). На Honda Fit, Freed, Toyota Corolla и Prius, Nissan Note приходится 30% ввозимых автомобилей. Есть и дорогие машины.
– Учитывая, что ввозная пошлина привязана к объёму двигателя и рассчитывается по курсу евро, сегодня можно выгодно заказать автомобиль с большей кубатурой, – объясняет Кирилл РУДЮК. – Если купить новую машину, продав старую, неплохо заработаете на разнице в стоимости. Конечно, сильно подорожал фрахт и сроки поставки иномарок увеличились с двух недель до двух месяцев. Но ценовой диапазон стал комфортным.
ЧТО С ЗАПЧАСТЯМИ?
Во-первых, по мнению многих экспертов, японские автомобили с пробегом с точки зрения затрат на эксплуатацию и ремонт гораздо экономичнее, чем даже новые китайские, российские или корейские. Поэтому многие владивостокцы передвигаются на полноприводных машинах и всесезонной резине, не утруждая себя сезонной заменой.
Учитывая относительно высокую стоимость работ по ремонту, дефицит умельцев советской закалки (смена поколений в автомастерских) и доступность автохлама на разборках, зачастую проще заменить проблемный узел целиком (например, вместо изношенного двигателя поставить исправный). Тем более в Приморье нет серьезных проблем с запасными частями для большинства "японок" – выручают доступные аналоги из соседнего Китая. Во всяком случае, так было до сих пор.
САНКЦИИ В ДЕЛЕ
Что дальше? На этот вопрос эксперты, опрошенные нами, отвечают уклончиво.
Когда спрос со стороны российских покупателей (а это самый крупный сегмент на рынке б/у автомобилей Японии) восстановился и начал расти, цены на аукционах также поползли вверх. Если в мае на покупке Toyota Corolla можно было сэкономить 200–300 тысяч рублей, сегодня "премия" не столь значительна.
Новую машину в Россию сейчас привезти можно, но есть лимит на экспорт – 6 миллионов йен (примерно 2,5 миллиона рублей). Также к нам теперь не экспортируют новые грузовики, погрузчики, самосвалы и бульдозеры. Ограничения с японской стороны уже коснулись и авто с пробегом – островное государство ввело дополнительную комиссию в размере 100 тысяч йен (43 тысячи рублей), которая закладывается в стоимость ещё до растаможивания иномарки.
И на чём уж точно не получится сэкономить автомобилистам, так это на стоимости КАСКО и ОСАГО. Центробанк уже разрешил в отдельных регионах повысить стоимость обязательного страхования на 26%, а в Приморском крае – сразу до 30%
ЧТО В ИТОГЕ?
Предприниматель Валерий МИШКИН:
– Автомобильный рынок в Приморье, на примере той же Находки, заметно оживился, машин стало больше. Если есть такая возможность и желание, авто надо обновить сейчас. Хотя не всем это, конечно, по карману, учитывая экономические реалии. Впереди холода, и я стараюсь всё необходимое приобрести заранее, в том числе колёса на замену. По возможности стоит поменять изношенные комплектующие и агрегаты – не откладывайте это на потом. Любые поломки и аварии вам точно обойдутся дороже, тем более что стоимость самого ремонта, независимо от деталей, растет. Пока в Приморье хватает запчастей, но если посмотреть на западную часть страны, там уже образовался дефицит по многим позициям. Стоит учитывать, что у компаний, которые поставляют к нам товары из того же Китая, собственный, внутренний курс валют, он выше, чем российский официальный. Да и отношения с Японией накаляются всё больше: не исключено, что любые поставки оттуда в Россию вообще прекратятся. И конечно, надо внимательно смотреть на ценники – всё ещё есть возможность купить комплектующие дешевле, из старых запасов.