СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Приморский край
Социалистическая политическая партия
«СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
ГлавнаяНовостиЛицаФото/ВидеоГазетаКонтакты

Война и мир танка Т-34. Как скромный защитник Отечества попал из пекла Сталинграда к оленеводам Приморья

01 мая 2022

Каждый год парад военной техники в День Победы во Владивостоке открывает легендарный танк Т-34. Его судьба достойна даже не фильма, а целого приключенческого сериала. Настолько богата событиями история этой боевой машины, которая носит имя ветерана-танкиста Ефима Моисеевича Гольдберга.

СТАЛИНГРАДСКИЕ СТЕПИ

Этот Т-34 сошел с конвейера Уральского танкового завода № 183 в Нижнем Тагиле в 1942 году. Но как он оказался за семь с половиной тысяч километров, в столице Приморья?

Свое боевое крещение танк принял в пекле Сталинградской битвы – самом кровопролитном сражении в истории человечества. Ожесточенные бои шли с 17 июля 1942-го по 2 февраля 1943 года. Здесь решалась судьба не только Второй мировой войны, но и всего мира.

С наступлением холодов защитникам города приходилось бороться не только с фашистами, но даже с самой природой. Ледяной степной ветер сбивал солдат с ног и сковывал механизмы боевых машин.

– За ночь масло настолько промерзало в двигателе, что завести мотор было невозможно, – рассказывает учредитель клуба "Техника ХХ века в Приморском крае", руководитель фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" в Законодательном Собрании Приморского края Алексей Козицкий. – Двигатель отогревали кипятком, использовали теплое топливо и даже разводили костры под замерзшей техникой.

За двести дней и ночей Сталинградского ада погибли в боях и умерли от ран в госпиталях больше миллиона советских солдат. Число жертв среди мирных горожан подсчитать невозможно. Город был разрушен до основания, но именно в январе-феврале 1943 года произошел коренной перелом в Великой Отечественной войне. Советская армия перешла в наступление.

Можно уверенно сказать, что танк, который сегодня стоит в музее Владивостока, тоже внес немалую лепту в победу над фашистами.

И наверняка он дошел бы и до Берлина, если бы не вражеский снаряд, который прилетел в правый борт и надолго вывел машину из строя.

ПРИМОРСКИЙ ТРАНССИБ

В 1944 году после ремонта танк уже не вернулся на передовую. Его путь лежал на Дальний Восток. Боевую машину доставили в Приморье и передали подразделению железнодорожных войск на станции Манзовка, сейчас она называется Сибирцево. Т-34 должен был защищать стратегически важный узел Транссиба в случае возможного нападения японской Квантунской армии в районе Маньчжурии.

Позднее, с апреля по август 1945 года, Советский Союз перебросил на Дальний Восток 136 тысяч железнодорожных вагонов с войсками и грузами. В том числе более 5 тысяч танков, которые затем участвовали в Маньчжурской наступательной операции.

ТАНК ДЛЯ ОЛЕНЕВОДОВ

В послевоенном СССР нашли необычное применение старым военным машинам. Танки, которые ещё были на ходу, переоборудовали в сельскохозяйственную технику и отдавали колхозам. Мощный транспорт на гусеничном ходу заменял и вездеход, и трактор.

Так и нашу "тридцатьчетвёрку" в 1968 году комиссовали и отправили в Уссурийск на бронетанковый ремонтный завод №206. Там боевую машину разоружили – сняли башню и курсовой пулемёт.

Началась мирная жизнь Т-34.

Почти 20 лет, до начала перестройки, танк работал тягачом на железной дороге. Затем его передали оленеводческому хозяйству в Хасанском районе. Бывшая боевая машина много лет служила животноводам верой и правдой. Пастбищные земли в Приморье часто заболочены, не на всяком транспорте проедешь. А на танке – пожалуйста! Но со временем Т-34 стало слишком хлопотно ремонтировать и содержать. Машину бросили ржаветь под открытым небом и лишь чудом не разрезали на металлолом.

НОВАЯ ЖИЗНЬ, НОВОЕ ИМЯ

– В 2009 году этот танк случайно увидел мой отец, – вспоминает Алексей Козицкий. – К тому времени мы с ним уже учредили военно-патрио­тический клуб "Техника XX века в Приморском крае", а впоследствии открыли одноименный музей. Танк был в плачевном состоянии, весь ржавый, сквозь остов проросли кусты. Бросить один из главных символов Великой Победы мы просто не смогли – решили его выкупить и во что бы то ни стало восстановить.

Отец и сын Козицкие вспоминают, что это была непростая задача: сначала по просёлочным дорогам вытащить из глуши неповоротливую махину, затем вернуть ей не только внешний облик, но и восстановить все механизмы. А главное – поставить на ход.

Энтузиасты под руководством Сергея Поддубного создали полноразмерный макет башни танка и передали его вместе с бронекорпусом на Уссурийский авторемонтный завод. На полную реконструкцию машины ушло несколько лет. И в этом году Т-34 уже в седьмой раз проедет 9 Мая по улице Светланской.

– Я помню, как танк впервые вышел на парад во Владивостоке, – говорит Алексей Козицкий. – Это в европейской части страны военной техникой никого не удивить, а в Приморье настоящий танк времен Великой Оте­чественной вызвал восторг, восхищение и гордость! Ветераны-танкисты даже устроили соревнования за право вести Т-34 по главной улице города в День Победы.

ИМЯ ГЕРОЯ

Но почему танк носит имя героя Великой Отечественной войны Ефима Моисеевича Гольдберга? Ещё в 2014 году на открытие военно-патриотического музея пригласили и 100-летнего Ефима Моисеевича. Увидев боевую машину, ветеран не смог сдержать слёзы.

– На точно таком же танке он дошел до самого Берлина, – рассказывает Алексей Козицкий. – Эмоции его переполняли. Несмотря на свой почтенный возраст, Ефим Моисеевич забрался в кабину и оттуда крикнул: "Это мой танк!".

В 2020 году героя Великой Отечественной войны не стало, но имя его и память о нём живы!

Добавь в закладки
Социалистическая политическая партия «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Региональное отделение партии в Приморском крае

© 2006-2024