Алексей Козицкий: Цифровизацию Приморья надо начать с людей. Убрать очереди в учреждениях
05 июня 2019
Очередное заседание краевого Заксобрания (прошло 30 мая ред.) оказалось богатым на рассмотренные и принятые депутатами законопроекты, которые закрепляют целый ряд ключевых экономических инициатив нынешних властей Приморья. О значении этих инициатив, их последствиях и рисках для бизнеса и жителей региона корр. ИА PrimaMedia побеседовал с заместителем председателя комитета ЗС ПК по экономической политике и собственности Алексеем Козицким.
Алексей Анатольевич, одним из самых обсуждаемых вопросов майского заседания ЗС ПК была корректировка расходной части бюджета в части выделения краевому АО "Корпорация содействия жилищному строительству" 5 млрд рублей – на строительство, по сути, муниципального доходного жилья в Приморье. Это – очень амбициозный и отчасти рисковый проект, не считаете?
Как доложила депутатам первый вице-губернатор Вера Щербина, эта корректировка бюджета должна отчасти помочь решить проблему жилья в крае. И параллельно – привлечь в регион специалистов-бюджетников, которых у нас много где просто критически не хватает, то есть врачей, других медицинских работников, учителей.
Трудно не согласиться с тем, что один из основных факторов, который влияет на принятие любым специалистом решение о переезде, это наличие доступного жилья, пусть даже и съемного, но подъемного для семейного бюджета. Рынок сегодня, как мы понимаем, такими предложениями нас не радует. И если мы хотя бы отчасти решим эту проблему, так сказать, инструментами бюджета, то вопрос обеспеченности социально значимыми специалистами станет, разумеется, менее острым.
И все-таки что именно, на ваш взгляд, вызвало такое внимание депутатского корпуса к этому вопросу? Может быть, то, что такого опыта у Приморья нет?
По словам представителей администрации края, такой опыт решения кадровой проблемы в соцсфере есть и в Амурской области, и на Сахалине. Соответственно, были представлены презентации по строительству таких домов, где квартиры предоставлялись приезжим специалистам на каких-то льготных условиях.
И этот опыт было предложено применить на территории Приморского края. У депутатов, разумеется, был ряд вопросов к предлагаемой схеме решения острого вопроса, и эти вопросы были абсолютно справедливы. Лично я полагаю, что сегодня самые нестандартные, самые смелые предложения все-таки надо внедрять, "раскачиваться" с наведением в социальной сфере края элементарного порядка мы не можем, потому что люди ведь ждать тоже не могут – им нужны и специалисты в поликлиниках, и учителя в школах. Причем, что называется, "еще вчера".
Но осторожность депутатов, повторюсь, вполне оправдана, поскольку, к сожалению, край богат скандалами и различными коррупционными историями, связанными как раз со строительством различных объектов за бюджетный счет. Естественно, законодательная власть должна держать на контроле в том числе и этот аспект предлагаемого администрацией проекта, особенно учитывая то, что немалые средства выделяются на него через капитализацию акционерного общества "Корпорация содействия жилищному строительству", основная деятельность которого на сегодня, напомню, выдача льготных ипотечных кредитов, но все-таки не непосредственно строительство.
Но в целом, повторюсь, это благая цель привлечение новых специалистов и мотивация уже работающих оставаться в социальной сфере региона. И здесь нельзя не признать – и это, я полагаю, общее мнение нашего депутатского корпуса – что активная позиция и энергия губернатора Олега Николаевича Кожемяко действительно "двигает процесс": исполнительная власть всерьез перешла от пустого декларирования каких-то там благих намерений к реальному поиску решений конкретных проблем края и его жителей.
На минувшей неделе также много внимания досталось и краевому малому и среднему бизнесу – с отчетом выступила бизнес-омбудсмен Марина Шемилина, регион вместе с министром Силуановым посетила "Корпорация МСП". Много говорилось о том, что местных предпринимателей очень интересует более солидная доля в госзакупках, в выполнении госзаказа. На недавней конференции "Бизнес у моря" губернатор прямо сказал, что этот показатель у нас не на высоте. Где здесь барьеры, что можно сделать?
Задача органов исполнительной власти – сделать так, чтобы малый и средний бизнес у нас рос, развивался, обеспечивал занятость населения, платил налоги. И здесь, как я считаю, была информация, которую в ходе отчета перед Заксобранием 30 мая озвучила краевой бизнес-омбудсмен Марина Анатольевна Шемилина. Барьеров – огромное количество, и все – начиная от самого бизнеса и заканчивая самыми высокими уровнями краевой власти – понимают, что убрать их возможно лишь на федеральном уровне. Тот же вопрос о госзакупках. Здесь – пресловутый 44-ФЗ, федеральный закон, и в конкурсах и торгах побеждают коллеги из других регионов, где себестоимость производства по массе объективных причин ниже, чем у нас в регионе. Да, их качество может быть ниже нашего, а долгая логистика его только ухудшает. Да, средства из краевого и муниципальных бюджетов уходят, они работают в конечном итоге на развитие, на качество жизни в других регионах.
Таково правовое поле и, соответственно, экономическая реальность страны, которую в отдельно взятом субъекте не переиначишь. И при этом, как сказала на отчете Марина Анатольевна (Шемилина ред.), всевозможных правил ведения бизнеса на территории РФ более 2 млн! Правил, которые предпринимателям нужно соблюдать, выполнять и за нарушение которых они в любой момент могут получить штраф, лишиться лицензии или вообще бизнеса.
Хотел бы также дополнить перечень проблем, которые озвучила бизнес-омбудсмен, и проблемой такого "ползучего" роста платежей бизнеса – не прямых налоговых (они-то у нас, как говорят на всех уровнях, не растут), а косвенных в виде различных сборов, обязательных издержек и откровенного финансирования бизнесом контрольно-надзорной деятельности в отношении него же. Взять хотя бы очередное нововведение – чипирование продукции, будь то одежда, продукты питания и все остальное. Да, сам чип стоит где-то 50 копеек, но ведь понадобится еще и оборудование для его установки, и специалисты. Абсолютно преждевременная мера вводить это чипирование тотально – без просчета, как эти издержки ударят по малому и микробизнесу, по самозанятым, по конечному потребителю.
Словом, одно дело, когда мы чипируем дорогостоящие шубы или предметы роскоши, по которым действительно есть вопросы по их ввозу, обороту и официальному декларированию. И совсем другое, когда чипирование коснется продуктов питания и одежды для малоимущих слоев населения.
Разговор о чипировании напомнил о том, что действующая команда исполнительной власти в Приморье, судя по всему, делает большую ставку на цифровизацию. Честно говоря, пока не очень понятно, в чем это может заключаться?
Я хотел бы, чтобы администрация Приморского края и куратор этого проекта, вице-губернатор Константин Сергеевич Богданенко были пионерами не только во внедрении цифровизации как таковой, но и в методах, подходах к этому процессу.
С чего можно начать? Например, одна из задач Константина Сергеевича – это кураторство земельных вопросов, деятельности департамента земельных и имущественных отношений. И вот Марина Шемилина озвучила проблему: на ул. Бородинской, где находится департамент, были огромные очереди из предпринимателей, причем две трети очереди – люди, которые просто хотели узнать, получить справку, как решаются те или иные вопросы с землей. И мне кажется, что такая проблематика более чем подходит для внедрения цифровизации. Что может быть проще: электронная очередь, возможность получить справку дистанционно. Решение с помощью IT-технологий здесь просто лежит на поверхности. Тем более не стоит забывать, что есть федеральное законодательство, которое сегодня очень жестко регламентирует сроки реакции госорганов на обращения граждан.
И последний вопрос – о еще одной теме, актуальной и для международного имиджа Приморья, и для экономики края, и для целого сегмента бизнеса. Недавно в администрации края озвучили ранее высказанную вами идею о создании так называемой "туристической полиции". В продолжение темы "контрольно-надзорного давления на бизнес": не станет ли эта структура, по сути, два миллиона первым "правилом" для туриндустрии региона?
По-прежнему уверен, что такие нововведения – то есть туристическая полиция – Приморью и Владивостоку нужны. Наш – уже практический третий по турпривлекательности после Москвы и Санкт-Петербурга. Поток иностранных туристов растет из года в год, к нам едут не только из АТР, но и со всего мира. И если российские туристы в случае чего всегда могут обратиться в полицию, то иностранцам это сложно, неудобно. И злоумышленники, к сожалению, прекрасно понимают, что наш гость из-за рубежа в значительной степени беззащитен.
И сотрудники этой так называемой "туристической полиции" как раз могли бы работать на оказание квалифицированной помощи иностранцам, знать языки, особенности культуры, иметь специальные навыки и компетенции, планомерно работать в местах и на маршрутах, которые массово посещают туристы. Немаловажно и то, что сотрудники органов правопорядка – это тоже лицо страны, и будет только на пользу и экономике, и международным отношениям, если полиция будет внимательна и доброжелательна к иностранным гостям.
А что касается опасений, что эта структура или подразделение может создать дополнительное "давление" на представителей бизнеса, оказывающих услуги туристам, то здесь все-таки нужно разграничивать полномочия: в сфере внимания туристической полиции – вопросы общественной безопасности и борьба с мелкой уличной преступностью, воровством и т.п. А вопросами преступлений в сфере бизнеса, в том числе и трансграничного – такого, например, как китайская "теневая туриндустрия" без лицензий и налогов – должны заниматься соответствующие подразделения правоохранителей.
По материалам Primamedia.ru
По материалам источников: primamedia